Пресс-служба Новости На III Всероссийском съезде дефектологов обсудили реализацию Стратегии развития образования детей с ОВЗ и инвалидностью на период до 2030 года

На III Всероссийском съезде дефектологов обсудили реализацию Стратегии развития образования детей с ОВЗ и инвалидностью на период до 2030 года

15 ноября 2019, 15:28

15 ноября в Москве состоялось пленарное заседание III Всероссийского съезда дефектологов, организованного Минпросвещения России. В мероприятии приняли участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т.Ю. Синюгина, первый заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы О.Н. Смолин, вице-президент Российской академии образования (РАО), академик РАО Н.Н. Малофеев.

Приветствие в адрес делегатов съезда направила Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева.

«Проведение съезда – это важный шаг в процессе построения общества равных возможностей, когда внимание к вопросам всестороннего развития человека вне зависимости от его физических данных становится безусловным приоритетом и нормой жизни», – отметила Министр в приветственном слове.

Заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т.Ю. Синюгина выступила с докладом о государственной политике в сфере защиты прав детей с ОВЗ и инвалидностью. Она подчеркнула необходимость проведения фундаментальных научных исследований в сфере дефектологии.

– Мы ставим перед Институтом коррекционной педагогики конкретные задачи по научным исследованиям. Все предпринимаемые действия направлены на развитие дефектологической науки. И мы уверены, что в ближайшем будущем получим первые результаты, которые будут полезны как для развития науки в целом, так и для практиков, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями ежедневно, – сказала Т.Ю. Синюгина.

Заместитель Министра информировала о разработке плана реализации Стратегии развития образования детей с ОВЗ и инвалидностью на период до 2030 года, ориентированной на обновление системы специального и инклюзивного образования.

– Для нас приоритетными направлениями являются совершенствование и разработка нового содержания образования обучающихся с ОВЗ на разных уровнях образования и обеспечение специальных условий получения образования для их разностороннего развития. Нам важно поддерживать возможность выбора родителями образовательного маршрута ребёнка – в рамках инклюзии или коррекционного образования. И вне зависимости от этого выбора мы должны получать сопоставимые высококачественные результаты, – подчеркнула она.

Также Т.Ю. Синюгина рассказала, что ведомство активно дорабатывает профессиональный стандарт «Педагог-дефектолог».

– Новый стандарт будет применим для специалистов по раннему возрасту, педагогов, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также детьми с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. По нашему мнению, это позволит повысить качество оказываемой обучающимся с особыми образовательными потребностями помощи, – сказала она.

Вице-президент РАО Н.Н. Малофеев в своём приветственном слове сделал акцент на необходимости более активного включения семьи в процесс непрерывного образования, воспитания и социализации детей с ОВЗ, а руководитель Федерального центра научно-методического и методологического обеспечения развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов Ж.В. Порохина обратила внимание на развитие системы доступной среды.

Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Е.Г. Бабелюк остановилась на вопросах кадровой политики в сфере дефектологического образования. Она сделала акцент на непрерывности построения профессиональной карьеры, подчеркнув важность доработки профессионального стандарта дефектолога и необходимость обновления профстандартов специалистов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями.

И.о. директора «Института коррекционной педагогики РАО» Т.А. Соловьева рассказала о роли и месте науки в развитии системы образования и психолого-педагогической абилитации обучающихся с ОВЗ. Она также отдельно подчеркнула необходимость консолидации исследовательских усилий вузов, создания экспертных советов по проблемам помощи особым детям.

В рамках торжественного закрытия съезда его почётных участников наградили знаками отличия «За личный вклад в развитие дефектологии» и «За верность профессии».

В рамках двухдневного мероприятия прошло обсуждение таких вопросов, как развитие российской дефектологии, профессиональная подготовка учителей-дефектологов и учителей-логопедов в системе высшего и дополнительного образования, востребованность и престиж этих профессий.

Для участников съезда состоялась специальная концертная программа с участием народных и заслуженных артистов России, лауреатов международных конкурсов и молодых исполнителей.

Справочно

В Съезде приняли участие более 800 представителей дефектологического сообщества из 78 субъектов Российской Федерации – руководители органов исполнительной государственной власти в образовании, образовательных организаций, в том числе 75 образовательных организаций высшего образования, руководители фондов, общественных и профессиональных объединений.

Организатором съезда выступило Минпросвещения России, оператором – ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО».

В рамках работы съезда прошли брифинг-площадки, на которых были рассмотрены актуальные вопросы комплексной реабилитации детей с инвалидностью и ОВЗ, межотраслевых научных исследований, профессиональной переподготовки педагогов-дефектологов, реализации Стратегии развития образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью и многое другое.

В работе съезда принял активное участие Межрегиональный Союз дефектологов, созданный в соответствии с решением 2-го съезда. На секции, организованной Союзом, обсуждались профессиональный стандарт учителя-дефектолога, новые требования к профессиональным компетенциям.

Календарь новостей