Пресс-служба Интервью Сергей КРАВЦОВ, министр просвещения России: Мы никогда не были нацелены на то, чтобы учить ради ЕГЭ

Сергей КРАВЦОВ, министр просвещения России: Мы никогда не были нацелены на то, чтобы учить ради ЕГЭ

07 июля 2021, 16:33

– По всей стране прошли школьные выпускные, а это значит, что ребята сдали все экзамены и ждут своих результатов. Сергей Сергеевич, каковы предварительные итоги? Повлияли ли пандемия коронавируса и переход на дистанционное обучение на формат и результаты ЕГЭ?

Пресс-служба Минпросвещения России

– Со страниц «Учительской газеты» прежде всего хочу еще раз поздравить всех выпускников, их родителей и учителей с окончанием учебного года. Уверен, что те знания и умения, которые ребята получили в школе, помогут достичь поставленных целей и стать успешными в жизни. Что касается экзаменационной кампании: в этом году ЕГЭ сдавали свыше 724 тысяч участников, то есть мы получили почти на 11 тысяч заявок больше по сравнению с прошлым годом.

Все экзамены прошли штатно, с соблюдением требований Роспотребнадзора, каких-либо вспышек заболеваний именно из-за экзаменационной кампании мы не наблюдали. У нас за плечами был опыт прошлого года, когда мы были одни из немногих стран, кому удалось все провести с точки зрения экзаменов и конкурентного поступления в высшие учебные заведения, поэтому мы знали, как действовать, регионы хорошо это понимали, опирались на наши предписания.

Результаты ЕГЭ в этом году сопоставимы с результатами 2020 и 2019 годов. По важнейшим предметам – математике и физике – у нас серьезная позитивная динамика. А это значит, что нам удалось сохранить уровень и качество образования, и это, конечно, заслуга наших учителей.

Очень многие высказывали опасения по поводу дистанционного обучения во время пандемии, но все они не подтвердились. Мы неоднократно проводили срезы для мониторинга уровня знаний наших школьников и качества образования. Это позволило нам вовремя увидеть слабые стороны, скорректировать программы и помочь школам устранить все пробелы.

В целом видим, что ребята показывают хорошие результаты и поводов для опасений нет. Наша система образования успешно справляется со всеми вызовами, адаптируется к новым вызовам и развивается быстрыми темпами.

– Вы упомянули про качество образования. Чего уже удалось достичь и что ждет систему образования в будущем? Каковы приоритеты Минпросвещения России?

– Перед нами стоит глобальная задача, поставленная Президентом России, – вхождение России в десятку ведущих стран по качеству школьного образования. Несмотря на пандемию, мы достигли планового показателя по итогам 2020 года и даже немного его улучшили. Таким образом, российская система образования показывает хорошую динамику развития, мы не уступаем другим странам, а по ряду направлений начинаем опережать мировых лидеров.

Мы продолжаем активное строительство школ и детских садов, обновляем инфраструктуру. Так, в рамках национального проекта «Образование» к 2024 году будет построено более 1300 новых школ, оснащенных передовым оборудованием и лучшими инфраструктурными решениями. Дополнительно в систему образования с помощью государственно-частного партнерства привлечено 300 миллиардов рублей. Это поможет в условиях активного демографического роста не допустить роста второй смены и ликвидировать третью смену.

Другие приоритетные направления нашей работы – это поддержка регионов в создании современной школы, разработка современных методик обучения и учебных материалов, обучение педагогов в условиях развития цифровых технологий, выстраивание единых принципов системы оплаты труда и повышение престижа статуса учителя.

Ориентированность на единое образовательное пространство, равные возможности для всех ребят независимо от места проживания, доступ к проверенным учебным материалам – важнейшие принципы, которые способствуют росту качества образования по стране.

О высоком уровне подготовки наших школьников говорят результаты на международных олимпиадах. Этим летом российская сборная завоевала три золотые и одну серебряную медали на Международной олимпиаде школьников по информатике, еще двенадцать медалей на Европейской географической олимпиаде и шесть медалей на Балтийской олимпиаде по географии. Победы российских школьников подтверждают, что в стране действует эффективная система по выявлению талантов и работе с одаренными детьми на всех уровнях.

– Какую роль в этом играет ЕГЭ? Позволяет ли ЕГЭ формировать, сохранять единое образовательное пространство или, наоборот, разрушает его?

– Главная задача, которой нам удалось достичь благодаря введению ЕГЭ, – это проведение объективной оценки знаний учащихся. Объективность оценки, равенство и доступность – неизменные принципы, которые сопровождают всю историю единого государственного экзамена.

ЕГЭ – это форма итоговой аттестации, проверка того, как выпускник освоил школьную программу, ведь экзаменационные задания не выходят за рамки обязательной программы. Все находятся в равных условиях. Поэтому любой ученик, усердно трудившийся во время учебы, может получить высший балл и поступить в желаемый вуз.

Это, кстати, еще один очень важный аспект. ЕГЭ как бы стирает границы и расширяет возможности выпускника, который может легко подать документы и поступить в любой вуз страны вне зависимости от того, где проживает и учится выпускник, будь то город или село. В этом смысле ЕГЭ помогает сформировать единое образовательное пространство.

Говоря о ЕГЭ как процессе итоговой аттестации, я бы хотел еще раз отметить, что ЕГЭ лишь форма, которая позволяет прозрачно оценивать знания и создавать равные возможности для всех. Мы никогда не были нацелены на то, чтобы учить ради ЕГЭ, и не позволяем прибегать к какому-то исключительному натаскиванию на местах. Главное – учиться в школе, изучать то, что нравится, расширять свои знания, а наша задача – управленческая – создать все возможности ребенку, чтобы, чем бы он ни увлекался в учебе, он мог в любой момент узнать об этом больше, раскрыть свои таланты. Поэтому мы непрерывно совершенствуем качество образовательных программ, создаем новую инфраструктуру и оснащаем школы тем, без чего сегодня не может обойтись самый современный образовательный процесс.

– Чем современный формат ЕГЭ отличается от того, каким экзамен был 5, 10, 15, 20 лет назад? Что осталось неизменным?

– ЕГЭ, как и любой механизм, работающий в системе образования, должен отвечать требованиям, актуальным именно сегодня. Поэтому ЕГЭ совершенствуется из года в год. Но неизменным остается принцип объективности.

Что же изменилось? Мы отошли от тестовой части ЕГЭ, расширили творческую составляющую – ввели сочинение как допуск к ЕГЭ, добавили устную часть в экзамене по русскому языку и иностранному языку.

Теперь экзамен в большей степени нацелен на оценку творческих способностей, читательской грамотности, умения школьника грамотно выражать свои мысли, анализировать ситуацию, аргументировать свою точку зрения. Все это важно и востребовано в современном мире.

Сегодня в ЕГЭ широко используются современные цифровые технологии, минимизируется использование бумажных носителей.
Впервые в этом году ЕГЭ по информатике прошел в цифровой форме – дети сдавали экзамен на компьютерах. В новом формате экзамен прошел успешно по всей стране, без каких-либо сбоев.

Мы понимаем, что экзаменационная кампания – это самый волнительный период как для выпускников школ, так и для их родителей. Чтобы помочь ребятам и родителям снять лишние переживания, мы традиционно совместно с экспертами проводим серию онлайн-консультаций с разбором всех заданий и критериев оценки ЕГЭ, знакомим родителей с процедурой проведения ЕГЭ на Всероссийской акции «День сдачи ЕГЭ родителями», консультируем всех школьников и родителей, обратившихся на горячую линию, и в социальных сетях. Также создали новый ресурс «Навигатор ГИА» – это ресурс для учащихся, учителей и родителей, который существенно облегчает поиск информации, содержит проверенные и качественные материалы по подготовке к экзаменам.

Наша цель – сделать процедуру подготовки и сдачи ЕГЭ максимально удобной и комфортной, в том числе для школьников с ограниченными возможностями здоровья. Так, каждый выпускник может узнать свой результат с помощью системы личных кабинетов. Срок проверки экзаменов в среднем составляет четыре дня. Отлажена процедура апелляций. Все это существенно разгружает учителей и самих сдающих.

Более того, система позволяет нам увидеть и оценить уровень качества образования в каждой школе и уже на основе этих данных принять верные управленческие решения, двигаться вперед.

– Известно, что Минпросвещения и Минцифры обсуждают возможность введения так называемого цифрового профиля школьника, где будут собираться все его достижения, сертификаты, дипломы, оценки. Как вы оцениваете вероятность того, что такое портфолио сможет в обозримом будущем заменить ЕГЭ?

– Сегодня мы много говорим о развитии цифровой образовательной среды (ЦОС). Это большая комплексная и планомерная работа, которая охватывает несколько направлений – от подключения школ к высокоскоростному Интернету до создания бесплатных цифровых платформ с проверенными, верифицированными образовательными материалами, доступными из любой точки страны.

При этом хочу еще раз отметить: никто не говорит о замене традиционной формы обучения. Все, что делается в рамках развития ЦОС, делается для поддержки традиционного процесса обучения. Наша цель – дать школам, учащимся, родителям еще больше возможностей, сделать процесс обучения еще более увлекательным, а учебные программы полезными и востребованными.

Создание цифрового портфолио, или биографии, предполагается в рамках этой работы по развитию цифровой образовательной среды.

Цифровое портфолио, каким мы видим его сейчас, будет формироваться исходя из личного опыта и достижений ученика. Оно подчеркивает успехи учащегося, может многое рассказать о его интересах и сильных сторонах.

Уже сегодня выпускники получают дополнительные баллы за свои победы на олимпиадах и участие в других активностях во время приемной кампании в вузы. Теперь информация обо всех достижениях ученика будет систематизирована и храниться в электронном виде.

Дополнительные внеурочные достижения учащегося, его успехи в спорте, олимпиадах, волонтерских проектах – это важная составляющая образования и воспитания ребенка, которая, безусловно, поощряется и идет только во благо.

ЕГЭ нужен для проведения объективной оценки знаний ученика по окончании школы. ЕГЭ создает для всех ребят равные условия, дает возможность ребенку из села поступить в престижный вуз на прозрачной конкурсной основе.

Как социальный лифт ЕГЭ необходим. Это проверенная временем и многолетним опытом система, от которой мы в ближайшем будущем не откажемся.

– Внеурочные достижения учащегося – важный аспект в образовании ребенка. Но кто наставляет и помогает ребенку раскрыть свои сильные стороны?

– Воспитание – ключевая составляющая образовательного процесса, что закреплено на законодательном уровне. При этом важно, чтобы эта работа носила системный характер. Для этого в школах и колледжах разрабатываются рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы. Программа воспитания разрабатывается индивидуально с учетом имеющихся кадровых и материальных ресурсов, таким образом, она наиболее полно отвечает интересам учащихся.

Программы воспитания уже активно применяются в 32 тысячах школ и колледжей, а это более 24 миллионов учащихся. Начиная со следующего учебного года такие программы появятся во всех школах без исключения.

Усиление воспитательного компонента в образовательном процессе, организация внеурочной деятельности школьников станет задачей советников директоров школ по воспитанию и работе с детскими объединениями.

В новом учебном году советники приступят к работе в 10 пилотных регионах – в Брянской, Вологодской, Калининградской, Нижегородской, Омской, Сахалинской, Тюменской, Челябинской областях, Севастополе и Ставропольском крае.

Мы системно подошли к вопросу подготовки кадров – провели конкурс «Навигаторы детства», финалистами которого стали 2500 человек из разных регионов страны. Советники по воспитанию уже прошли специальное обучение в Международном детском центре «Артек» и приступят к работе в школах с начала нового учебного года.

Их деятельность не будет связана с идеологическим контролем. Наша задача – сделать так, чтобы дети имели возможность реализовать себя как в самой школе, так и после уроков – ходили в музеи, театры, кино, занимались спортом.

И конечно, неотъемлемой частью воспитательного процесса является патриотическое воспитание детей и молодежи. Стараемся проводить такие мероприятия в новых современных форматах, привлекаем к работе лучших педагогов и экспертов, как результат – видим, что растут интерес и вовлеченность молодых ребят.

В этом году более пяти миллионов школьников ознакомились с нашим культурным наследием, подвигом нашего народа времен Великой Отечественной войны, историей нашего государства на всероссийских открытых уроках. Еще более миллиона ребят по всей стране приняли участие в акциях, приуроченных к 80‑летию начала Великой Отечественной войны. Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности», всероссийские акции «Свеча памяти» и «Сад памяти», Международная историческая акция «Диктант Победы» – те мероприятия, благодаря которым подрастающее поколение может почтить память героев и защитников нашей Родины, прогрузиться в события времен Великой Отечественной войны и историю своей семьи и сохранить память о подвиге наших предков.

Мы хотим, чтобы наши дети знали историю своей страны, гордились ею, уважали старших, ценили дружбу и взаимовыручку, стремились к новым знаниям и открытиям, при этом бережно относились к окружающему миру, народным традициям и культуре. Все это чрезвычайно важно, ведь именно от того, какие ценности мы будем прививать подрастающему поколению, зависит будущее всей страны.

– Вопрос, который волнует всех родителей: пойдут ли дети 1 сентября в школу?

– Я скажу, и обращаюсь здесь прежде всего к родителям: не беспокойтесь, все, кто работает в системе образования, начиная с федеральных органов и заканчивая всеми управлениями на местах, а вместе с ними и директорский корпус школы, все прекрасно понимают несколько вещей. Первое – это очное традиционное образование как фундамент нашей системы, от которого никто не собирается и не планирует отступать. И начало учебного года у нас, и по мнению учителей, и по мнению родителей, всегда должно приходиться на 1 сентября, на традиционный для нашей истории День знаний. И мы делаем все, чтобы дети смогли приступить к занятиям традиционно 1 сентября. Мы тщательно мониторим эпидемиологическую ситуацию в регионах, в районах и школах.

Обеспечение мер по профилактике респираторных заболеваний в учебном процессе по-прежнему является актуальным и необходимым. Пандемия – это вызов, который может быть не во всем подвластен, но у нас полным ходом идет вакцинация, и в педагогической среде она идет очень активно. Прививка остается и должна быть процессом добровольным, но наша образовательная сфера – сфера повышенной социальной ответственности, и наши педагоги это понимают, и все, кто работает в сфере образования, это понимают.

Пока каких-то оснований для того, чтобы дети не пошли в школу 1 сентября, у нас нет. Опять же у нас есть уже опыт, младшие классы мы не отрывали от учебы даже на пике вирусных волн. Однако необходимо отметить, что решение по конкретному региону или муниципалитету должно приниматься субъектом Российской Федерации исходя из текущей эпидемиологической обстановки на территории того или иного образования.

Поэтому мы рассчитываем начать традиционно очно – провести День знаний, и в этом году, который у нас проходит как Год науки и технологий, этот день имеет особое значение.

Автор: Алена ЮРЧЕНКО
Учительская газета, №27



Календарь новостей