Пресс-служба Выступления и заявления Выступление Сергея Кравцова на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей

Выступление Сергея Кравцова на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей

02 июня 2021, 14:33

Тема: «Развитие системы дополнительного образования, выявления и сопровождения талантливых детей и молодежи».
Дата: 1 июня 2021 года.

Пресс-служба Минпросвещения России

Уважаемые коллеги!

Рад приветствовать всех участников заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей в Международный день защиты детей! Сегодня стартует летняя оздоровительная кампания. Примечательно, что система дополнительного образования, о которой мы будем говорить сегодня, продолжает функционировать и готова обеспечить занятость детей на протяжении всего лета.

Дополнительное образование – это образование, позволяющее детям и молодежи приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.

Современная система дополнительного образования развивается в рамках реализации национальных проектов «Образование», «Культура», «Демография».

Ведется планомерная работа по увеличению охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием, а также по созданию условий равной доступности дополнительного образования с учетом индивидуальных потребностей и особенностей детей различных категорий.

Так, доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, возросла с 68 процентов в 2015 году до 75 процентов в 2020 году от общего числа детей указанного возраста.

Основным целевым показателем федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» является достижение 80-процентного охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием к 2024 году, а к 2030 году охват составит уже 82 процента. Это общая задача, стоящая перед всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и субъектами Российской Федерации.

Так, уже каждый субъект Российской Федерации получил поддержку в виде субсидий из федерального бюджета на развитие инфраструктуры в целях увеличения охвата детей дополнительным образованием.

К концу 2020 года созданы 135 детских технопарков «Кванториум», 85 мобильных технопарков «Кванториум», 30 домов научной коллаборации, 71 центр цифровой образовательной среды, 27 региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, 520 тысяч мест в образовательных организациях различных типов. Во всех указанных организациях дополнительного образования создана универсальная безбарьерная среда.

В 2021–2023 годах в рамках национального проекта «Образование» будет создано 680 тысяч новых мест дополнительного образования детей, во всех субъектах Российской Федерации будут открыты региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, 145 детских технопарков «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций, 190 «IT-кубов».

Особое внимание уделяем здоровью наших детей. Делаем все возможное для вовлечения детей и молодежи в занятия физической культурой и спортом. Сегодня функционирует 14 тысяч школьных спортивных клубов, созданных при образовательных организациях, в которых занимается 2,3 миллиона детей.

К 2024 году должно быть завершено создание школьных спортивных клубов во всех общеобразовательных организациях.

Для обеспечения увеличения охвата детей качественным доступным дополнительным образованием в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» внедряется Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, предусматривающая персонифицированное финансирование дополнительного образования и персонифицированный учет детей, функционирование региональных навигаторов по дополнительным общеобразовательным программам.

Существующие в настоящее время формы федерального статистического наблюдения за развитием дополнительного образования детей и спортивной подготовки не позволяют собирать объективные данные о численности детей, вовлеченных в указанные сферы, так как данные собираются неперсонифицированно и без учета обучения одного ребенка по нескольким программам.

Повсеместный переход на персонифицированный учет запланирован с сентября 2021 года.

Данные будут собираться в региональных информационных системах и направляться в федеральную точку сбора информации – Единую автоматизированную информационную систему сбора и анализа данных по организациям, программам, мероприятиям дополнительного образования и основным статистическим показателям охвата детей дополнительным образованием в субъектах Российской Федерации.

Целевой моделью также предусмотрены совершенствование содержания и методов обучения в сфере дополнительного образования детей, разработка и обновление дополнительных общеобразовательных программ, в том числе для детей с различными образовательными возможностями и потребностями, например для талантливых детей, детей с ОВЗ и инвалидностью, детей, проживающих в сельской местности, детей, находящихся в трудной ситуации, детей с девиантным поведением.

Наиболее остро в этой связи стоит вопрос кадрового обеспечения системы дополнительного образования детей и получения педагогами дополнительного профессионального образования.

Сегодня существуют механизмы адресной поддержки детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе талантливых детей, детей с ОВЗ и инвалидностью, детей, проживающих в сельской местности, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей с девиантным поведением и др.).

Доступное дополнительное образование – это первая ступень для выявления и раскрытия талантов детей и молодежи, в том числе посредством вовлечения их в массовые конкурсные мероприятия, проводимые Минпросвещения России, Минобрнауки России, Минкультуры России и Минспортом России.

Выстроена многоэтапная система проведения конкурсных мероприятий, предусматривающая проведение школьного, муниципального, регионального и федерального этапов, что позволяет вовлечь в соревновательные и конкурсные мероприятия большее количество школьников.

В настоящее время совместно с Образовательным Фондом «Талант и успех» создаются условия для выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей.

Выявление одаренных детей осуществляется посредством проведения олимпиад и конкурсных мероприятий в области науки, искусства, спорта.

Информация о победителях и призерах указанных мероприятий включается в государственный информационный ресурс об одаренных детях. Включение в систему позволяет обучающимся пользоваться особыми правами при поступлении в организации высшего образования и претендовать на получение грантов.

Информация о победителях и призерах, содержащаяся в государственном информационном ресурсе об одаренных детях, позволяет сформировать портфолио ребенка и организовать его дальнейшую поддержку и сопровождение.

При формировании эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи мы должны помнить о тех педагогах и тренерах, которые работают с талантливыми детьми в сфере образования, культуры и спорта. Именно им принадлежит ведущая роль в раскрытии таланта каждого ребенка, его развитии и дальнейшей самореализации.

В 2020 году более двух с половиной тысяч педагогов (2631 человек) прошли повышение квалификации на базе Образовательного центра «Сириус», в 2021 году планируется осуществить обучение, в том числе в форме стажировки, еще 1000 педагогов.

Следует отметить, что сегодня к реализации дополнительных общеобразовательных программ допускаются студенты организаций высшего образования (при условии успешного прохождения промежуточной аттестации не менее чем за два года обучения).

Единственная мера поддержки, предусмотренная на федеральном уровне для педагогов (определена Указом Президента Российской Федерации от 21 марта 2019 года № 121), – это премии Президента Российской Федерации тренерам, подготовившим победителей международных олимпиад по общеобразовательным предметам.

На региональном уровне предусмотрены иные меры материальной и нематериальной поддержки.

Среди мер материальной поддержки названы гранты, премии, единовременные выплаты, стимулирующие надбавки за высокое педагогическое мастерство, субсидии и займы на строительство или приобретение жилья и др.

Инструментами нематериальной поддержки педагогов и тренеров, работающих с молодыми талантами, в большинстве субъектов Российской Федерации являются:
- проведение региональных конкурсов профессионального мастерства для педагогов, работающих с молодыми талантами;
- проведение мероприятий всероссийского и регионального уровня, направленных на повышение статуса, профессионального мастерства педагогов, работающих с молодыми талантами (конференции, форумы, фестивали, съезды, семинары);
- методическая поддержка педагогов, работающих с молодыми талантами (работа методических служб, разработка методических рекомендаций, консультационная поддержка и др.);
- реализация специализированных курсов повышения квалификации и программ дополнительного профессионального образования для педагогов, работающих с молодыми талантами.

Консолидация всех ресурсов в сфере дополнительного образования позволит нам создать эффективную систему выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.

На эти цели в том числе направлена Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, работу над которой Министерство просвещения в данный момент завершает.



Календарь новостей