Пресс-служба Выступления и заявления Выступление Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова на заседании Российского Союза ректоров

Выступление Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова на заседании Российского Союза ректоров

09 июня 2021, 17:14

Дата: 8 июня 2021 года

Пресс-служба Минпросвещения России

Уважаемый Виктор Антонович, уважаемые коллеги!
Добрый день!

От имени Министерства просвещения Российской Федерации и от себя лично приветствую участников заседания Российского союза ректоров, посвященного развитию системы педагогического образования в России. Здесь собрались все, от кого во многом зависит, каким оно станет в ближайшем будущем.

Прежде всего, я бы хотел поблагодарить президента Российского союза ректоров, ректора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова академика Виктора Антоновича Садовничего за предоставление этой прекрасной площадки для проведения заседания. Вместе с тем хочу отметить, что МГУ имеет наивысший экспертный статус в системе высшего образования. В университете на профессиональном уровне функционирует факультет педагогического образования.

Очевидна его системообразующая роль, и Минпросвещения со своей стороны всегда готово совместно осуществлять инновационные проекты в сфере образования.

Отдельное спасибо, Виктор Антонович, за то, что Вы на протяжении более четверти века успешно исполняете обязанности председателя Большого жюри конкурса «Учитель года России», выступая гарантом справедливости и точности оценки лучшего педагога страны.

Безусловно, хочется выразить признательность Министру науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Николаевичу Фалькову за высокую степень включенности в общую межведомственную работу, тесное взаимодействие в решении важных стратегических задач, среди которых разработка совместных программ, обсуждение значимых проектов в сфере образования и науки. Уверен, что это взаимодействие является залогом успеха реализации данных проектов.

В рамках сегодняшней повестки важным является то, что мы не разделяем образовательные организации высшего образования, реализующие педагогические направления подготовки, по признаку ведомственной принадлежности. На Министерство просвещения Российской Федерации возложена ответственность за качество школьного образования во всей Российской Федерации, а ключевой фигурой, от которой зависит качество школьного образования, является учитель. Для всех нас нет различий, в каком именно вузе обучался педагог, важен конечный итог – высокие качество и уровень его подготовки, соответствующие запросам детей, родителей и общества.

Это ключевая задача государственного уровня. И ее достижение невозможно без формирования единого образовательного пространства, создания целостной системы педагогической высшей школы, нацеленной на всестороннюю профессиональную подготовку педагога, и как результат – совершенствование системы образования и выполнение задачи по вхождению России в десятку стран по качеству общего образования.

Безусловно, системе педагогического образования оказывается особое внимание на всех уровнях. Так, Президент России в недавнем ежегодном Послании Федеральному Собранию предложил направить дополнительные средства на оснащение российских педагогических вузов. Он сказал дословно следующее: «Предлагаю в ближайшие два года дополнительно направить 10 миллиардов рублей на капитальный ремонт и техническое оснащение наших педагогических вузов. Прошу Правительство уделить самое пристальное внимание современной подготовке будущих учителей. От них во многом зависит будущее России».

Одновременно Правительством Российской Федерации в марте текущего года нам совместно с Минобрнауки поставлена задача разработать проект концепции подготовки педагогических кадров, которая предусматривает в том числе изменение содержания образования и модернизацию учебно-производственной базы педагогических вузов.

В целях выполнения данных стратегически важных поручений Министерством сформирована программа, которой мы дали рабочее название «Президентский проект «Учитель будущего поколения России». Для ее реализации мы проведем полную модернизацию педагогических вузов не только с точки зрения условий, но и с точки зрения программ подготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, на что в этом году будет направлено почти 5 миллиардов рублей.

Уважаемые коллеги, уже сегодня Минпросвещения России проведена достаточно существенная часть работы, накоплен опыт и дан старт реализации многих проектов в рамках сети ведомственных педагогических вузов. Я хочу более подробно остановиться на данном положительном опыте и предлагаю распространить его на другие университеты, осуществляющие подготовку учителей.

Итак, ключевое и первостепенное, на наш взгляд, – формирование единого образовательного и воспитательного пространства.

Хочу отметить, что сегодня университеты самостоятельно определяют и содержание образования, и применение образовательных технологий и методических приемов. Это приводит к отсутствию единых подходов к подготовке педагогов, разрыву между содержанием университетской педагогической подготовки и школьным образованием.

Приведу простой пример. Проведенный анализ реализуемых образовательных программ при подготовке учителей математики (25 программ бакалавриата) позволил выявить, что даже количество часов, отведенных вузами на предметную и методическую подготовку студентов, отличается кратно в разных программах, в результате чего выпускники, приходя в школу, не всегда готовы соотносить свои знания и навыки с требованиями школьной программы, а объем и глубина их знаний могут разниться.

Вместе с тем школа тоже не стоит на месте, и вузам за ней необходимо успевать. Так, в настоящее время Минпросвещения России на основании поручения Президента обновляются ФГОС всех уровней общего образования. После их утверждения будут обновлены соответствующие примерные основные образовательные программы, которые в комплексе с универсальными кодификаторами, подготовленными Рособрнадзором, детализируют содержание учебных предметов по годам обучения. Эта работа также должна найти отражение в содержании подготовки педагогических кадров.

С учетом вышесказанного нами предлагается разработать концепцию «Ядро высшего педагогического образования», обеспечивающую единство при формировании универсальных, общепрофессиональных и сквозных профессиональных компетенций будущих педагогов.

В рамках деятельности Ассоциации развития педагогических университетов и институтов уже началось сетевое взаимодействие педагогических методических кафедр по вопросу разработки концепции «Ядро высшего педагогического образования».

При этом должна быть обеспечена преемственность формирования компетенций, начиная педагогическим колледжем и заканчивая уровнем бакалавриата и магистратуры соответственно. Логично, что для преподавания в старшей школе, в профильном классе потребуется более глубокая подготовка учителя, в том числе и практическая.

Второе, что важно учесть в системе педагогического образования, – это непрерывная практика студентов во все года обучения.
В настоящее время в подведомственных Минпросвещения вузах проводится работа по реализации совместно с регионами проекта «Базовые школы», на площадках которых отрабатываются инновации и лучшие образовательные практики, а студенты совершенствуются не только в преподавании своего предмета, но и в воспитательной работе.

Нами уже определены сильные базовые школы, взаимодействующие с педагогическими вузами. Вместе с тем следует обратить особое внимание на формирование инклюзивной компетентности молодого педагога. Именно поэтому в перечне базовых школ определены учреждения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Современный учитель должен уметь работать с любыми категориями школьников, понимать возможности обучающихся с особыми образовательными потребностями. Этому будет способствовать реализация в базовой части учебного плана специального модуля, посвященного особенностям инклюзивного образования.

Данный опыт предлагаем транслировать на все вузы, готовящие педагогов.

Важно для нас не только формирование новых подходов к содержанию образования будущих учителей, но и мониторинг его качества.

Мы считаем необходимым элементом подготовки независимую оценку сформированности педагогических компетенций.

В рамках проведения мониторинга оценки качества педагогического образования в этом учебном году уже в девяти наших университетах студенты первых курсов прошли независимую оценку качества знаний. Проверочные работы были ориентированы на выявление остаточных знаний студентов и проводились с целью последующей корректировки процесса обучения с дальнейшим применением индивидуальных траекторий обучения.

Необходимо отметить, что вопросом большой значимости для нас является также независимая оценка профессиональных компетенций выпускников.

Для них планируется провести независимую оценку со сдачей демонстрационного профессионального экзамена в соответствии с требованиями профессионального стандарта и ФГОС общего образования.

Кроме того, выявление в ходе демонстрационного экзамена профессиональных дефицитов позволит осуществить эффективное проектирование программ постдипломного сопровождения выпускников. Эти процедуры будут реализовываться в рамках цифровой образовательной среды, которая уже внедряется в школах страны, в нее будут включены и педагогические вузы.

Этот этап представляется важным как начальный пункт, отправная точка развития начинающего профессионала и должен стать элементом национальной системы профессионального роста педагогических работников.

Говоря о педагогических вузах, мы не можем ограничиваться подготовкой исключительно учителей, ведь наши университеты организуют для студентов дополнительные профессиональные программы (профессиональной переподготовки и повышения квалификации) по широкому спектру специальностей: это и педагог дополнительного образования, и инструктор по физической культуре, и тьютор, и многие другие.

Достаточно важным элементом в этом контексте является подготовка вожатых. На данный момент реализуется 58 программ подготовки вожатых. За период 2020 и 2021 годов более 16 тысяч студентов прошли такие программы, а количество педагогических отрядов в 2021 году достигло 214. В общей сложности в них состоят более 7 тысяч студентов.

Мы считаем крайне важным введение в образовательную программу всех вузов модуля подготовки вожатых. При этом студенты не просто изучают теорию, но и проходят практику в детских оздоровительных лагерях. В частности, летняя студенческая практика у нас с успехом реализуется в «Артеке». Мы считаем, что этот опыт необходимо экстраполировать на другие вузы, осуществляющие подготовку учителей.

И коротко об оснащении вузов. Важной составляющей обновления инфраструктуры и учебно-производственной базы педагогических университетов является создание педагогических «Кванториумов». Это совершенно новое пространство в вузах, которое позволит будущим педагогам знакомиться с новейшим учебным оборудованием – с тем, что сегодня поставляется в школы и с чем им непосредственно предстоит работать.

В текущем году будут открыты десять таких образовательных площадок, оборудование остальных вузов планируется провести в последующие два года. Совокупно на эти цели будет направлен 1 миллиард 360 миллионов рублей в рамках национального проекта «Образование».

В связи с тем, что новые технологии требуют соответствующей подготовки профессорско-преподавательского состава и управленческих команд вузов, ведется работа по повышению их квалификации в соответствии с новыми требованиями.

Весь вышеобозначенный опыт мы предлагаем распространить на все вузы, ведущие подготовку педагогов.

Коллеги, что хочу обозначить и что также считаю важным поддерживать и развивать: в последние годы увеличился прием в педагогические вузы, также повысилось его качество. Так, в прошлом году средний балл ЕГЭ «бюджета» по очной форме на педагогические направления составил 68,79 балла, что на 2,25 балла выше показателя 2019 года. Ежегодно увеличивается и число бюджетных мест. Так, педагогическим вузам Минпросвещения России на 2021/22 учебный год выделено 42 тыс. (42 310) бюджетных мест по педагогическим специальностям, что на 6,5 тыс. (6574) больше, чем в прошлом году.

Это говорит о повышении востребованности и росте престижа профессии учителя. Важно сохранить эту тенденцию в перспективе ближайших лет.

Вместе с тем привлечение в вуз должно начинаться со школьной скамьи. С этой целью мы организуем не просто профориентационную работу, а начали реализацию комплексного проекта по созданию классов психолого-педагогической направленности, образовательные программы которых реализуются с участием преподавателей педагогических вузов.

Нами разработаны и направлены в регионы методические рекомендации по их открытию. Завершается работа по формированию концепции, включающей нормативные документы и описание содержательных методических подходов к организации работы профильных классов.

Ожидаемый эффект – увеличение принятых в педагогические колледжи и вузы одаренных и мотивированных школьников с ранней устойчивой профессиональной педагогической ориентацией.

В октябре этого года в «Орленке» пройдет специализированная смена для обучающихся уже существующих педагогических классов. В будущем планируется проведение всероссийских юношеских педагогических форумов.

На данный момент создано и функционирует около 600 психолого-педагогических классов. К 2024 году мы планируем открыть еще 4500 классов.

Хочу поднять еще один очень важный и весьма сложный вопрос.

Думаю, что не ошибусь, если скажу, что каждого человека в нашей стране глубоко затронули недавние трагические события в гимназии № 175 города Казани. Эти события показали, насколько важным и значимым для системы образования является создание в школах, колледжах, вузах условий безопасной среды – и не только физической, но и психологической.

Минпросвещения во взаимодействии с регионами реализует задачу по обеспечению в системе образования квалифицированного психологического сопровождения участников образовательных отношений.

Крайне важен вопрос психологической компетентности всех педагогических работников – и будущих, и действующих. Понимая особую значимую роль педагогов-психологов в школе, мы завершаем проработку вопроса об организации на базе Московского государственного психолого-педагогического университета федерального Координационного центра психологической службы системы образования.

Одним из существенных элементов профилактики антиобщественного и девиантного поведения также является реализация функций воспитания подрастающего поколения. Она же выступает основой формирования единства общества и любви к Отечеству.

Назрела необходимость построения единой воспитательной среды, формирующей гражданскую идентичность, положительные мировоззренческие установки у обучающихся, чувство сопричастности к судьбе Родины. Эта среда должна охватывать все уровни образования.

В Послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Владимирович Путин обратил особое внимание на воспитательные аспекты процесса образования. Речь шла о том, что у представителей молодого поколения «должна быть возможность в передовых форматах познакомиться с отечественной историей и многонациональной культурой, с нашими достижениями в сфере науки и технологий, литературы и искусства».

В этой связи предлагается организовать взаимодействие с сетью мультимедийных исторических парков «Россия – Моя история».

Некоторые из вас, коллеги, хорошо осведомлены об этой системе парков, а кто-то активно вовлечен в ее деятельность. В этих парках при помощи самых современных цифровых технологий панорамно представлена история России с древнейших времен до наших дней. Представляется, что взаимодействие университетов с сетью таких парков должно внести ощутимый вклад в реализацию воспитательной политики.

Еще один важный аспект этой политики – подготовка будущих выпускников-педагогов к осуществлению классного руководства. Классный руководитель сегодня должен уметь работать с современными школьниками и их родителями, проектировать индивидуальные образовательные маршруты, владеть способами индивидуального психолого-педагогического сопровождения учеников.

Очевидно, что эта деятельность требует специальной подготовки. Поэтому при определении единых требований к содержанию базовой части учебных планов по педагогическим направлениям подготовки предлагаем предусмотреть реализацию модуля «Классное руководство».

Минпросвещения также разработан ряд предложений по совершенствованию воспитательной работы в педагогических вузах, в числе которых – введение в школах должности советников по воспитанию, которые будут заниматься организацией школьных кружков, спортивных секций в школах, взаимодействовать с учреждениями допобразования, помогать классным руководителям.

В настоящее время речь идет о введении в школах двух с половиной тысяч ставок таких советников. На базе «Артека» уже прошло их обучение. В будущем такие программы будут реализованы и в педагогических университетах.
Студенты наших педагогических вузов участвуют практически во всех значимых для государства патриотических акциях: «Без срока давности», «Диктант Победы», «Сад памяти», «Бессмертный полк».

Проект «Волонтеры просвещения», стартовавший в период пандемии, весной 2020 года, и призванный поддержать педагогов, которые в сложившейся ситуации перешли на обучение школьников на дому с использованием дистанционных технологий, уже к декабрю объединил более 8,5 тысячи студентов педагогических университетов. Благодаря студентам-волонтерам учебный процесс не остановился, а сами студенты приобрели опыт педагогической деятельности.

Хочу напомнить, что внесенные в закон «Об образовании» поправки дают возможность студентам старших курсов работать в школе. Благодаря такой возможности во время второй волны пандемии свыше 25 тысяч студентов заменили своих заболевших старших коллег. Волонтерское движение активно расширяется. Сегодня в педагогических вузах реализуется свыше 200 волонтерских проектов, в которых задействовано примерно 30 000 студентов.

А теперь о глобальных тенденциях, которые происходят во всем мире и, в свою очередь, не могут не затрагивать систему образования, – о цифровизации.

Нами намечен блок мероприятий, связанных с цифровой трансформацией образования.

Наша задача – создание условий для формирования цифровой грамотности, цифровой культуры на всех этапах обучения, вооружение обучающихся необходимыми знаниями, навыками и компетенциями.

Мы планируем до 2024 года оснастить более 33 тысяч российских школ новым оборудованием. В настоящее время ЦОС проходит апробацию, и нам видится, что она окажет большую помощь в реализации обучения в традиционных формах, послужит отличным подспорьем.

Подчеркну: безоговорочный приоритет для нас имеет образовательный процесс, а технологии – лишь вспомогательный инструмент для его осуществления. Занятия в классе, живое общение учеников с учителем были и будут неизменной составляющей, непреложной основой образования.

Важно обратить внимание и на формирование цифровых компетенций при подготовке будущих учителей: именно они должны быть проводниками учеников в насыщенной цифровой среде.

С этой целью и в рамках запланированных 10 миллиардов, которые выделяются на педагогические вузы, мы рассматриваем возможность создания межфакультетских технопарков универсальных педагогических компетенций в каждом из 33 наших педагогических вузов. Это будут современные, технологически насыщенные образовательные пространства для педагогического проектирования, а также площадки для проведения оценочных процедур в рамках мониторинга качества педагогического образования.

В качестве главных задач функционирования таких центров мы видим приобретение опыта реализации междисциплинарных и метапредметных проектов, организацию исследовательской работы, формирование функциональной грамотности и многое другое.

Будет проведено и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава по формированию универсальных педагогических компетенций, включая развитие функциональной грамотности обучающихся.

К 2024 году, по нашим прогнозам, удастся добиться полного стопроцентного охвата. Речь идет о более 8500 специалистах. Это весьма значительное количество.

Предлагаем создать единый базовый проект межфакультетских технопарков, который в перспективе может быть интегрирован в классические университеты, реализующие подготовку педагогов.

Напомню, что в рамках президентского Послания Федеральному Собранию прозвучало важное предложение Президента о «перезапуске» общества «Знание». Важна не просто активизация деятельности данной организации, а перезапуск ее на современной цифровой платформе.

Мы, в свою очередь, планируем создать на базе каждого технопарка наших педагогических вузов опорные центры по поддержке региональных отделений общества «Знание». Такая площадка уже создана в Нижнем Новгороде на базе Мининского университета.

На сегодняшний день нами достигнуты значительные результаты в части интеграции вузов в образовательное пространство регионов. На настоящий момент в 30 регионах России уже заключены соглашения, налажено всестороннее сотрудничество и реализуются программы по взаимодействию региональных органов образования и педагогических университетов. В программах, помимо прочего, определены результаты реализации программ, описан ожидаемый социально-экономический эффект, предусмотрены механизмы мониторинга.

В следующем учебном году я планирую совместно с губернатором каждого субъекта Российской Федерации посетить соответствующие педагогические вузы. Первый опыт у нас уже есть: такая поездка состоялась в мае этого года в Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина.

Отдельно хотелось бы сказать о развитии педагогической науки.

Министерство в 2021 году внесет существенные изменения в государственные задания – финансирование научно-исследовательских работ увеличено более чем в три раза, теперь оно составляет до 500 миллионов рублей.

В университетах создаются федеральные центры научно-методического сопровождения педагогических работников, ключевыми задачами которых являются проведение прикладных исследований в целях решения актуальных задач развития системы образования страны, внедрения научных достижений и передовых педагогических технологий, обобщения и тиражирования лучших образовательных практик.

В центрах будут проводиться научные исследования по ряду важнейших для нас направлений: детской психологии, физиологии, влиянию на детей информационных технологий, организации воспитательной работы и другим направлениям.

Также мы объединили работу педагогических вузов с работой наших подведомственных научных учреждений в целях создания единых исследовательских коллективов.

Приглашаем университеты другой ведомственной принадлежности принять активное участие в этой работе. В настоящее время мы прорабатываем вопрос о создании комиссии по отбору и об объявлении конкурса для создания таких федеральных центров.

Одним из важных направлений нашей работы является международная деятельность. Выделим особый ряд направлений: в Киргизской Республике и Таджикистане достигнуты договоренности о начале строительства школ, в которых будут обучать на русском языке и работать по российским образовательным стандартам. Проведена работа по активизации российско-белорусского сотрудничества: в совместных мероприятиях приняло участие около 30 тысяч преподавателей и студентов.

В Республике Узбекистан в прошлом году создан филиал Герценовского университета, подписан договор о сотрудничестве между университетом и образовательными ведомствами республики.

Эти направления являются стратегически важными, мы готовим учителей и для национальных школ. Крайне актуален проект по подготовке учителей для регионов проживания коренных малочисленных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.

В рамках национального проекта «Образование» в 2019 году была начата комплексная работа по строительству до конца 2024 года не менее 1300 школ, ориентированных на концессионную модель.

В этих школах планируется внедрение лучших проектных практик, которые позволят создать образовательное пространство иного уровня. Для работы потребуется подготовить учителей. Наши педагогические вузы будут курировать это направление, мы приложим все усилия для подготовки целых педагогических коллективов, которые будут иметь полное профессиональное соответствие для решения поставленных задач в школах-новостройках. Такой опыт уже реализован в Ленинградской и Нижегородской областях.

Коллеги, также хочу сделать особый акцент на том, что одним из самых главных, если не главным показателем эффективности и востребованности вуза, является трудоустройство выпускников.

По итогам мониторинга Минобрнауки, в 2020 году процент трудоустроенных выпускников педагогических специальностей составил 73%. Это достаточно много, но мы считаем, что необходимо обеспечить трудоустройство каждого нашего выпускника. В этой связи в число показателей эффективности деятельности региональных министров нами будет включен показатель содействия трудоустройству выпускников и показатель по количеству заключения договоров целевого обучения.

Итак, возвращаясь к одной из национальных целей развития нашей страны – вхождению Российской Федерации в число ведущих стран мира по качеству общего образования, отмечу следующее. Наша задача – создать такую систему педагогического образования, которая будет формировать кадры для системы школьного образования, входящей в десятку лучших мировых систем, то есть будет передовой среди систем подготовки педагогических кадров мира.

В рамках реализации президентской инициативы нами планируется и проведение капитального ремонта, обновление учебного и научно-исследовательского оборудования, но, как справедливо отметила Татьяна Алексеевна Голикова в своем недавнем докладе Президенту, это не главная задача, а важный ресурс. Вместе с тем изменить систему педагогического образования необходимо путем создания единой образовательной среды, которая позволит вузам готовить молодых педагогов, применяющих в своей работе междисциплинарные знания, а уже работающим педагогам – создать условия для профессионального развития.



Календарь новостей