Пресс-служба Выступления и заявления Выступление Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова на пресс-конференции в ТАСС, посвященной окончанию учебного года

Выступление Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова на пресс-конференции в ТАСС, посвященной окончанию учебного года

31 мая 2021, 17:32

Дата: 31 мая 2021 года

Пресс-служба Минпросвещения России

Сегодня мы подводим итоги учебного года. Хочу сказать, что нам удалось выстроить эффективную вертикаль управления. Тесное взаимодействие с регионами, субъектами, муниципалитетами и школами позволило оперативно решать все вопросы на местах, оказывать адресную помощь, особенно в том, что касается соблюдения мер безопасности, связанных с эпидемиологической ситуацией.

Также в этом году было выполнено поручение Президента по обеспечению бесплатным горячим питанием учащихся младших классов. Мы готовимся к реализации этого поручения и в следующем году. Все 100% младшеклассников были обеспечены бесплатными горячими завтраками, это свыше 7 миллионов детей. Также модернизировали свыше 5 тысяч столовых и порядка 10 тысяч пищеблоков.

Мы привлекаем родителей к составлению меню, в том числе к контролю за горячим питанием.

В целом весь учебный год вся система образования действовала в очном формате. Мы об этом говорили и в прошлом учебном году, когда началась пандемия: как только позволит ситуация, вернемся к очному формату. Так это и произошло. С 1 сентября школы приступили к очному обучению. Если и закрывались отдельные школы, то вынужденно, временно и ненадолго. В течение года на карантине одновременно находились не более 10–12 школ на всю страну. То есть никакого тотального перехода на дистанционное обучение не случилось.

Вся система образования работала в традиционном очном формате, в котором мы начнем и следующий учебный год с соблюдением всех требований Роспотребнадзора.

СТРОИТЕЛЬСТВО ДЕТСКИХ САДОВ И ШКОЛ

Мы продолжили решение вопросов доступности образовательной инфраструктуры.

Только в рамках национальных проектов за год построено порядка 100 новых школ (91 школа) более чем на 61 тысячу новых мест.

Мы ускоряем темпы строительства и ввода: с 2019 года ввели 143 тысячи мест, но уже к 2024 году введем более одного миллиона мест. Новый ключевой механизм в этой программе – государственно-частное партнерство, инвестиции для поддержки регионов со стороны ВЭБ.РФ, Сбербанка, Группы компаний «Просвещение».

Утверждены правила, решен вопрос с финансированием, определен ключевой концессионер. Завершается стартовый отбор регионов и конкретных проектов (поданы заявки 29 субъектов РФ). К февралю-марту 2022 года ожидаем завершения всех отборов.

Теперь о детских садах. За год мы создали 448 детских садов, в этом году появится 473 новых. В планах – к 2024 году создать свыше 256 тысяч новых мест в детских садах.

Мы мониторим ситуацию, чтобы никакие детсады не передавались в коммерческие структуры, как в 90-е, что и привело к дефициту мест.

Мы ориентируемся на лучшие проектные практики, позволяющие создавать образова- тельное пространство иного уровня. В эту современную образовательную среду придут молодые учителя и воспитатели, которых будем готовить по обновленным методикам.

ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛАХ

Важный вопрос – воспитание в школах, и мы уделяем ему особое внимание. В этом учебному году свыше 17 тысяч школ уже начали работать по своим индивидуальным планам воспитательной работы. Начиная со следующего учебного года такими планами будут охвачены все школы без исключения.

Системно подошли к вопросу подготовки кадров. Начиная со следующего учебного года мы вводим институт советников директоров школ по воспитанию и работе с детскими объединениями. Они приступят к работе в десяти пилотных регионах. Это победители конкурса «Навигаторы детства», который мы проводили совместно с Российским движением школьников.

Финалисты конкурса – 2500 человек из разных регионов страны – уже прошли специальное обучение в Международном детском центре «Артек».

Советники по воспитанию будут организовывать внеучебную деятельность школьников: кружки, секции, походы в театр и кино.

Наша задача – сделать так, чтобы дети имели возможность реализовать себя как в самой школе, так и после уроков: ходили в музеи, занимались спортом.

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Начинаем готовить под кураторством педагогических вузов учителей для работы в новых школах.

За последний год повысилось качество приема в педвузы и количество трудоустроен- ных выпускников. Средний балл ЕГЭ по приему на очную форму увеличился на 2,5 по сравнению с прошлым годом.

В ближайшие два года на развитие педагогических вузов – на капитальный ремонт и техническое оснащение – будет направлено дополнительно 10 млрд рублей.

Первый шаг, который уже реализовываем, – это запуск сети педагогических «Кванториумов». Это практико-ориентированные программы с самым передовым оснащением.

Мы в каждом педвузе создадим те лаборатории, поставим то оборудование, которое есть в школе, чтобы молодой учитель, придя на работу в класс, мог работать и быть подготовленным.

Еще один шаг – создание 5 тысяч профильных психолого-педагогических классов, мы начнем эту программу со следующего года.

Уже в этом году на базе каждого федерального педуниверситета появится региональный центр общества «Знание» (всего 33 центра).

ПОДДЕРЖКА ПЕДАГОГОВ

Минпросвещения реализует комплексную программу поддержки и развития педагогов.

Мы за традиционную систему образования, в центре которой находится учитель, поскольку именно от него зависит качество образования наших школьников.

Реализуем комплексную программу поддержки и развития педагогов «Профессиональ- ная вертикаль учителя».

Внедряем программу наставничества для молодых учителей в первые три года работы.

Внедряем программу «Эстафета опыта». Опытные учителя, учителя предпенсионного и пенсионного возраста становятся наставниками для молодых учителей и студентов.

Создаем систему сопровождения и поощрения учителей-наставников, учителей-методистов муниципального, регионального и федерального уровней.

Количество учителей-наставников – порядка 80 тысяч человек.

Количество учителей-методистов – 40 тысяч человек.

Впервые в этом году подготовили учителей-методистов федерального уровня: 1000 человек, которые оказывают поддержку коллегам из других регионов. Это в том числе победители конкурса «Учитель года», их опыт интересен в других регионах.

Организуем стажировку учителей в лучших школах и детских оздоровительных центрах страны.

Внедряем адресное повышение квалификации учителя.

Под эти цели мы планируем привлечь дополнительно более 4 млрд рублей.

Отмечу, что особую роль в поддержке играет и развитие цифровой образо- вательной среды. Мы разгружаем педагогов от рутинной бумажной работы, переводя в цифровую форму отчетность учителя, составление программ.

Эту работу мы продолжим вместе с учителями в следующем учебном году.

ДОПЛАТЫ ЗА КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

Без сбоев были организованы выплаты за классное руководство.

Разработали механизмы предоставления специальных выплат с учетом районных коэффициентов и надбавок. В полном объеме сохраняются выплаты за классное руководство из региональных и муниципальных бюджетов.

Средства заложены и на следующий учебный год.

С 1 сентября 2021 года аналогичные выплаты также будут получать кураторы учебных групп техникумов и колледжей. Нормативная база для этого решения уже сформирована.

СОДЕРЖАНИЕ И КАЧЕСТВО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Мы работаем над созданием единого пространства. Проанализировали рабочие программы по истории. Сегодня разрабатываются рабочие программы, чтобы все основ- ные вопросы по истории были в программе, в частности вопросы по Великой Отечественной войне.

Мы улучшили показатель по вхождению в десятку лучших стран по качеству образования: он чуть превысил прогнозируемый (14) и составил 13,5. Наша задача – войти в десятку к 2024 году, и для этого мы предпринимаем все усилия.

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Мы синхронизировали программы с запросами субъектов РФ, запросами региональных экономик, чтобы те, кто завершает учебу в колледжах, могли найти работу и быть успешными в жизни.

Провели масштабную проверку учебной литературы, используемой в образова- тельном процессе. Распространяем опыт использования федерального перечня на систему СПО.

С 1 сентября 2023 года в части общеобразовательных предметов колледжам предписаны исключительно учебники, прошедшие экспертизу и реко- мендованные федеральным перечнем учебников. Есть пять лет, чтобы полностью заменить уже используемую литературу, не соответствующую этим требованиям.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

31 мая – старт основного периода сдачи ЕГЭ-2021. Более 724 тысяч человек планируют сдавать ЕГЭ. Почти 630 тысяч – выпускники текущего года. Пункты сдачи не только у нас, но и в 58 зарубежных странах.

Во всех экзаменационных пунктах соблюдаются противоэпидемиологические меры.

Особенности проведения ЕГЭ в 2021 году:

• ЕГЭ по базовой математике в этом году не проводится.

• ЕГЭ по русскому языку и информатике пройдут в два дня.

• Выпускники прошлых лет будут сдавать экзамены в основные дни основного периода.

• Впервые в 2021 году ЕГЭ по информатике будет проведен в компьютерной форме.

ЛЕТНИЙ ОТДЫХ

Мы готовимся к летней оздоровительной кампании. Проработали все вопросы с регио- нами, в целом система готова.

У нас более 33 тысяч организаций отдыха и оздоровления.

Горячая линия по вопросам детского отдыха: +7 (800) 444-35-38.

Год был непростой, но мы с вызовами справились. Понятно, что остаются проблемы, которые мы совместно с регионами и учителями решаем. Мы создали Всероссийский экспертный педагогический совет при Министерстве просвещения, при этом сами учителя выбирали своих представителей, и теперь у нас появился эффективный механизм для ведения диалога напрямую с учителями.

Все предложения готовы обсуждать, чтобы сделать нашу систему образования одной из лучших в мире.

Впервые организуем сбор всех предложений и от родителей, и от учителей, и от управленцев системы образования по улучшению системы оплаты труда, уменьшению нагрузки на учителей и другим вопросам.

Все предложения я буду смотреть лично.

Почта: 2022@edu.gov.ru



Календарь новостей